AH News

HOW TO ESG: АРХИТЕКТУРА И ДЕВЕЛОПМЕНТ

Аббревиатура ESG расшифровывается как «природа, общество, управление» (environmental, social, governance) и означает заботу об экологии, повышенное внимание к воздействию той или иной индустрии на общество и компетентный менеджмент с высоким уровнем социальной ответственности.

Перечисленные выше критерии являются основой принципа «устойчивого развития» — стратегии, цель которой состоит в прогнозировании рисков и формировании резистентности компании к различного рода турбулентностям. Мы наблюдаем за повышением интереса к этой теме в архитектуре, строительстве и девелопменте — кажется, наступило время разобраться в том, как ESG может функционировать в нашей индустрии.

Предлагаем начать разговор об устойчивом развитии с небольшого ретроспективного анализа!

Интерес общества к устойчивому развитию начался ещё в 1970-е годы с экологической повестки. Она привлекла внимание не только экоактивистов, но архитекторов и дизайнеров, например, британца Уильяма Макдонаха. Совместно с химиком Майклом Браунгартом Макдонах и сегодня занимается изобретением и тестированием новых безопасных материалов для строительства и предметного дизайна, а также активно выступает за использование вторсырья для строительства зданий. По-другому их можно охарактеризовать как принцип трёх «R» — reuse, reassemble, recycle — описанный в манифесте «От колыбели до колыбели» (2005).

Макдонах подчеркивал, что наряду с крупными предприятиями вся архитектурно-строительная индустрия наносит наибольший урон экологии в глобальном масштабе. Его усугубляет расточительство материалов, акцент на извлечении прибыли и игнорирование потребностей и интересов реальных пользователей архитектуры. Таким образом, идя на поводу у мегакорпораций, архитектор поступает негуманно: с точки зрения Макдонаха, он становится соучастником истощения ресурсов планеты.

Пути выхода из этой ситуации и этические идеалы архитектор изложил в ряде статей и эссе — тексте «Дизайн, экология и производство» (1993) и всемирно известных «Ганноверских принципах» (2000). Последние представляют собой попытку обозначить общие этические правила устойчивого дизайна. Макдонах сформулировал их на базе стандартов, созданных по заказу мэрии Ганновера для EXPO 2000, а также на основании ранее написанной статьи «Дизайн, экология, этика и производство вещей».

«Принципы» включают в себя девять тезисов, призывающих к формированию симбиотических отношений между архитектурой, природой и человеком. Макдонах считает, что прийти к этому можно только в том случае, если профессиональное сообщество возьмёт на себя ответственность за последствия строительства, начнёт активнее использовать альтернативную энергетику и уменьшит количество отходов за счёт их грамотной утилизации. Макдонах видит в архитекторе не просто автора проектов зданий и городов, но творца будущего, способного решить насущные проблемы современности. Эти идеи также разделяет американский теоретик Виктор Папанек — автор работы «Зелёный императив» (1995), посвященной принципам устойчивого развития в архитектуре и дизайне. Подобно своему британскому коллеге, Папанек призывает человечество задумываться об «экологической ответственности». Он подчёркивает, что дело каждого человека — понять, что именно можно сделать для того, чтобы уменьшить урон окружающей среде: «например, строитель может выключить работающую вхолостую машину или строительную технику, а таксист может не кататься по городу в поисках клиентов, а просто стоять на месте в ожидании пассажиров. Находящиеся у власти менеджеры, политики и юристы должны углублять понимание хрупкого баланса между экологией и экономикой — отношений, которые часто неверно изображаются как враждебные, хотя недавние исследования показывают, что экологическое сознание может иметь положительные экономические последствия» — пишет он.

Комфортная для жизни среда — ситуация, при которой «здания находятся в гармонии с живущими в них людьми, с природой и культурой». С этой задачей лучше всего справляется народная архитектура, а также здания, чьи форма, планировочные решения и материалы происходят из локального контекста — историк и теоретик архитектуры Кеннет Фремптон назвал такую стратегию «критическим регионализмом». Этот феномен был подробно описан в одноимённой статье, которая была опубликована в 1983 году на страницах архитектурного журнала Йельского университета. В этой работе Фремптон освещает две проблемы — характерную для марксистов проблему манипуляции потребителем и проблему быстротечности архитектурной моды. Фремптон предлагает альтернативный модернистскому вариант — аутентичную архитектуру, акцентирующих привязку к месту во внешнем облике и конструктивных приёмах. Взаимодействие с топографией и акцентирование внимания на ней прямо противоположна модернистской тактике строительства, которая нивелирует топологические особенности ради строительства на «очищенном» от любых примечательных черт участке. Столь же важным для критического регионализма является использование местных материалов и строительных технологий. Помимо них Фремптон также рекомендует обращать внимание на то, как эти материалы меняются в зависимости от освещения и перемены погодных условий.

Чтобы показать, насколько эта тема актуальна для современной архитектуры, обратимся к нескольким примерам из мировой практики.

Пионером устойчивого развития в архитектуре является Норман Фостер. Как Жак Херцог и Пьер де Мерон, Норман Фостер по своему подходу является «генералистом»: его бюро работает над проектами «микро-» и «макро» масштабов — от предметного дизайна до мастер-планов мегаполисов. Основатель Foster + Partners является приверженцем холистического, системного подхода: это означает, что любое здание (независимо от типологии) мыслится как единая экосистема, где все части связаны между собой и мельчайшие изменения в одной части неминуемо влекут за собой перемены в остальных.

В приоритете бюро Фостера — уменьшение углеродного следа и поиск решений для «устойчивой» архитектуры: его команда проводит тщательные исследования: они выясняют, сколько материалов и ресурсов уйдёт на строительство и эксплуатацию здания. Внимание к экологии ему привил американский архитектор и визионер Бакминстер Фуллер. Они познакомились в начале 70-х годов в Лондоне: тогда Фостер стал его ассистентом. В 1971 году они вместе они создали проект Climatroffice, а в 1975 — проект острова Гомера на Канарских островах. Можно сказать, они предвосхитили темы, актуальные в наше время: Climatroffice предполагал расположение офисной мебели среди природы, деревья должны были улучшить качество воздуха и поглощать диоксид углерода, а Гомера — создание «дышащих» зданий, не вредящих природе.

Устойчивого развития придерживаются главные новаторы современности — бюро BIG. Бюро было основано в Копенгагене в 2005 году Бьярке Ингельсом. Творческое кредо BIG можно охарактеризовать как «Yes is More» — компромисс между двумя крайностями: авангардными эксцентричными фантазиями и практичной, но «ужасно скучной» архитектурой. BIG позиционирует себя как междисциплинарную лабораторию, которая осуществляет апробацию идей будущего: сам Бьярке именует своих коллег «formgivers of the future» (дословно — «формотворцев» будущего). Как показывает практика бюро, «формирование» будущего руками партнёров и сотрудников BIG отнюдь не является бумажной архитектурой или абстрагированным от жизни теоретизированием о лучшей жизни. Свой подход Ингельс именует «практической утопией». Это означает, что какой бы радикальной ни была та или иная инновация, она всегда подкреплена тщательным и всесторонним исследованием и решает одновременно несколько задач: минимизация экологического следа, беспрецедентная выразительная форма и практичные архитектурные решения. Иными словами, «прагматический утопизм» Ингельса видит своей целью «архитектуру, которая стремится к созданию социально, экономически и экологически идеальных мест».

Таким образом, мы видим, что в архитектурной среде давно очевидна взаимосвязь проектирования и качества окружающей среды. Получается, что в разговоре о ESG как о целостной стратегии остается разбираться в оставшихся двух буквах: «S» — social и «G» — governance, и особенно в том, как все три аспекта работают в комплексе.

Нам очень понравилась интерпретация ESG, которую на вводной лекции одноимённого цикла предложила Елена Малиновская, Председатель правления АРКН и директор по аренде Millhouse:
— удовлетворение потребностей человека при сохранении окружающей среды в настоящем и будущем;
— удовлетворение потребностей нынешнего поколения для возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Кажется, именно такая оптика поможет каждому из нас адаптировать стандарты ESG в рамках своей зоны ответственности эффективно. До встречи на следующих лекциях!
авторы:
Светлана Петрушихина
Варвара Корнеева
Архитектура