AH News

Назад в метабудущее

Венецианская архитектурная биеннале не#nbsp;только формулирует актуальные вызовы для#nbsp;архитекторов, но#nbsp;и#nbsp;вдохновляет профессиональное сообщество. 21#nbsp;сентября 2023 года откроется первая Metaverse Architecture Biennale, тема которой#nbsp;— Presence of#nbsp;the Future рифмуется с#nbsp;темой первой архитектурной выставкой в#nbsp;Венеции Presence of#nbsp;the Past 1980 года. А–House поговорил с#nbsp;Сергеем Надточим#nbsp;— архитектором, основателем и#nbsp;куратором метаверс биеннале о#nbsp;предстоящем событии.

A-H: Сергей, расскажите, пожалуйста, о#nbsp;проекте: как появилась идея, и#nbsp;почему он#nbsp;актуален сегодня?

СН: Идея проекта появилась чуть менее года назад. Работая над созданием виртуальных проектов, я#nbsp;понял, что эта индустрия находится на#nbsp;самом начальном этапе. А#nbsp;значит, к#nbsp;сожалению, пока нет ни#nbsp;признанных стандартов качества проектов, ни#nbsp;обозначенных векторов развития, а#nbsp;сам процесс развития происходит медленно.

Поэтому, объединившись с#nbsp;другими командами, мы#nbsp;создали первую виртуальную архитектурную биеннале, которая поможет осмыслить положение дел и#nbsp;предложит сценарии будущего этой индустрии.

A-H: Почему вы#nbsp;выбрали формат биеннале с#nbsp;его двухгодичной цикличностью?

СН: Несмотря на#nbsp;то, что у#nbsp;нас нет привычного для#nbsp;выставок этапа застройки остальные этапы организации совпадают и#nbsp;занимают много времени. Команда готовит мероприятие уже полгода, а#nbsp;некоторые архитекторы, разрабатывая проект, с#nbsp;нами на#nbsp;связи уже 3−4 месяца. Это очень трудоемкий процесс, поскольку подготовка биеннале ведется на#nbsp;серьезном уровне.

Также мы#nbsp;понимаем, что дискурс не#nbsp;будет меняться так быстро, чтобы иметь возможность демонстрировать новые проекты каждый год. За#nbsp;цикл в#nbsp;два года между масштабными выставками формируется новый посыл, а#nbsp;также появляется «голод» перед самим мероприятием. Мы#nbsp;это видим на#nbsp;примере Венецианской биеннале. Я#nbsp;предполагаю, что в#nbsp;этот период могут происходить менее масштабные события.

A-H: Как вы#nbsp;интерпретируете тему биеннале? Что в#nbsp;ней на#nbsp;ваш взгляд важнее#nbsp;— «presence» как медиум метавселенных или «future» как образ будущего?

Тема биеннале Presence of#nbsp;the Future отчасти вдохновлена Венецианской биеннале, первая тема которой звучала как Presence of#nbsp;the Past. Куратор Паоло Портогези пригласил ведущих архитекторов того времени (1980 год) зафиксировать момент средствами архитектуры. Эта дебютная выставка провозгласила эпоху постмодернизма.

Мы, в#nbsp;свою очередь, хотим стать биеннале, которая будет отправной точкой в#nbsp;дискурсе о#nbsp;развитии метаверс архитектуры и#nbsp;архитектуры будущего в#nbsp;метавселенной.

Почему presence? Идея о#nbsp;будущем в#nbsp;метавселенной долго была мечтой и#nbsp;обещала лучшую жизнь и#nbsp;возможности. Сейчас мы#nbsp;буквально находимся в#nbsp;точке присутствия будущего, поскольку уже есть платформы, на#nbsp;которых все желающие получают опыт пребывания в#nbsp;иммерсивном интернете через свой компьютер. И#nbsp;самое время осмыслить эту новую среду!

A-H: Биеннале архитектуры, на#nbsp;которую вы#nbsp;ссылаетесь в#nbsp;манифесте, сейчас много говорит о#nbsp;социальных вызовах, проблемах неравенства и#nbsp;вопросах климата. Метаверс-мир среда больше ассоциируется с#nbsp;корпорациями. Есть#nbsp;ли у#nbsp;метаверс биеннале социальный аспект?

Я#nbsp;часто привожу следующий пример: развитие городов в#nbsp;ХХ веке во#nbsp;многом определялось лобби производителей (автомобилей, нефтепродуктов и#nbsp;других новых для#nbsp;того времени технологий). В#nbsp;итоге мы#nbsp;разгребаем проблемы хайвеев, экологии, доступности и#nbsp;многие градостроительные ошибки, которые появились под влиянием людей из#nbsp;других индустрий. Архитекторы и#nbsp;урбанисты включились слишком поздно. Я#nbsp;бы#nbsp;не хотел, чтобы ситуация повторилась.

Технологии всегда бросают нам социальный вызов, потому что они меняют то, как мы#nbsp;общаемся и#nbsp;взаимодействуем друг с#nbsp;другом, проводим время и#nbsp;так далее. Поэтому если появляются компании, которые хотят развивать метаверс как технологию и#nbsp;бизнес#nbsp;— это хорошо. Именно они и#nbsp;двигают эту индустрию, но#nbsp;они преследуют свои коммерческие цели.

Архитектура с#nbsp;моей точки зрения#nbsp;— социально-ориентированная профессия, поэтому архитекторов в#nbsp;этом контексте я#nbsp;ставлю на#nbsp;сторону людей, которые должны думать не#nbsp;о#nbsp;коммерческих интересах в#nbsp;первую очередь, а#nbsp;о#nbsp;том, куда новые технологии могут нас привести.

Главный вызов состоит в#nbsp;том, чтобы вовлечь архитектурное сообщество в#nbsp;профессиональную дискуссию о#nbsp;плюсах и#nbsp;минусах этой среды и#nbsp;ее#nbsp;развитии и#nbsp;использовании. Какой должна быть виртуальная среда? Как люди взаимодействуют в#nbsp;ней друг с#nbsp;другом? Как там размещается реклама, как используются данные? Это фундаментальный вызов, который, пропусти его сейчас, будем через 20 лет сидеть и#nbsp;обсуждать, что надо было делать по-другому.

Какие концептуальные вызовы стоят перед виртуальной архитектурой?

Как кураторы мы#nbsp;не#nbsp;стремимся продвигать наше личное видение архитектуры в#nbsp;метавселенной, которое нам удалось сформировать за#nbsp;время собственной практики в#nbsp;этой индустрии. Нам важнее увидеть максимальный спектр ответов на#nbsp;заявленную тему.

В#nbsp;экспозиции, которую я#nbsp;создаю с#nbsp;бюро Atrium, метаверс архитектура исследуется с#nbsp;точки зрения инструментов и#nbsp;ограничений, которые сегодня есть у#nbsp;виртуальной среды: например, вес моделей, текстуры, баги, возможности перемещения и#nbsp;т.#nbsp;д. На#nbsp;Венецианской биеннале в#nbsp;павильоне Германии в#nbsp;этом году показывали все строительные материалы, которые использовались на#nbsp;предыдущей выставке. Для#nbsp;практикующих архитекторов эти проблемы очевидны. Но#nbsp;практикующих метаверс архитекторов единицы и#nbsp;обсуждение как создается виртуально пространство, из#nbsp;чего строится, с#nbsp;помощью какого софта#nbsp;— необходимая часть дискуссии.

Для#nbsp;других участников ключевым аспектом является создание уникального опыта для#nbsp;посетителя. Также как и#nbsp;с#nbsp;биеннале под кураторством Портогези: сама по#nbsp;себе возможность пройти по#nbsp;улице, где собраны проекты главных архитекторов того времени,#nbsp;— это не#nbsp;теоретическая визионерская архитектура, но#nbsp;понятный медиум и#nbsp;пространство куда может прийти человек без архитектурного бэкграунда.

Метаверс среда позволяет сделать именно это. В#nbsp;отличие от#nbsp;глубоких теоретических трудов она воспринимается непосредственно. Метаверс биеннале#nbsp;— событие, которое необходимо посетить, потратить хотя#nbsp;бы 5 минут, чтобы разобраться, как там «ходить», какими «стрелочками» управлять и#nbsp;т.#nbsp;д. В#nbsp;дальнейшем это станет привычным опытом, а#nbsp;сегодня архитекторы тестируют каким он#nbsp;может быть. Эксперименты ведутся с#nbsp;материалами, светом, окружением, анимацией и#nbsp;через это изучаются эффекты: как посетитель располагается и#nbsp;перемещается в#nbsp;пространстве, как ведет себя, чем интересуется.

Я#nbsp;уверен, что мы#nbsp;получим очень разнообразный набор смыслов, и#nbsp;это станет хорошим фундаментом, чтобы выстраивать дальнейшую дискуссию. Думаю метаверс биеннале даст много тем и#nbsp;поводов для#nbsp;рефлексии.


Архитектура